пятница, 9 ноября 2012 г.

Чупа-чупс или как учить малышей 1-2 лет рисовать?

Год и девять


     Однажды осенним вечером одна располагающая дама подарила Тимошке чудоюдорыбошар Чупа-чупс. Тим взял, сказал "Спасибо" и начал на него смотреть. Что его нужно кушать, он еще не знал, и я надеялась, не узнает долго. Но дама хотела во что бы то ни стало причастить ребенка к неведомой сладкой гармонии прямо не отходя от кассы (дама сама была кассиром в нашем любимом кафе в музее :) ), поэтому мягко намекнула ему, что это конфетка. Тим сказал, глядя на меня: "Попобывать".
     И я развернула заветный сладкий шарик. "Чему быть, того не миновать, двум чупачупсам первыми не бывать":). "Чупа-чупсов бояться, в люди не ходить",  и прочее тому подобное думала я в это время. И надеялась, что мы его попробуем, и поймем, что это крайне странный фрукт, и Нам он совершенно не по нраву, а дальше (мечтала я розовую мечту) во всех подобный случаях   вместо "спасибо" Тим непременно будет отвечать всем на удивление и в назидание - "Спасибо, я не люблю это"...
      Развернули. Что чупа-чупс нужно положить в рот, и держать за палочку, Тим догадался. А вот что нужно при этом закрыть рот - не сумел. И чупа чупс вместе со слюной начал течь на воротник.
- Тимоша, рот нужно закрывать, слюни то текут.
      Напоминание не помогло. Тим ест чупа-чупс,  сосредоточен до предела, крайне серьезен, вникает в ощущения. Медленно идет за мной следом. Причащается.
- Тимошка, закрывай ротик, чудила, ты же пачкаешь курточку в слюне!
    Смеется. Чупа-чупс держит крепко. Снова весь уходит в восприятие. Понимаю - не прервать. Пусть уже доест, и грокнет этот чупа-чупс до конца, как говорил марсианин в книге "Чужак в чужой стране" Роберта Хайнлайна.
      А рот все открыт. А слюна все течет. Очень обильно, и очень свободно. По завязочкам шапочки, по воротнику куртки, по куртке на животе и дальше, на коленки ног, мелькающих из под куртки при каждом шаге. Вот это сила, думаю я.

     Так что Чупа-чупс -  вещь крайне серьезная. Это потоком до колен. Это куртку слюной насквозь. Это вязочки от шапки накрахмалены надолго и крепко. Это палочка в руке, пустая в конце концов, и ощущение, что ты это совершил, съел свой первый чупа-чупс, отраву отрав, и не дрогнул, потому что не знал:).


Пару недель после Тим поймал насморк, и грустя от безвылазного сидения дома, нарисовал поляну чупа-чупсов. Получился марсианский лес:). 





Вся это лирика - просто иллюстрация одного принципа: нужно рисовать с малышами то, что им крайне интересно, и в игре.


А дальше - серьезно и занудно о том, какие игры на листе бумаги, направленные на развитие мелкой моторики и визуального мышления подходят для двухлетних малышей.

Первые игры с фломастером и листом: 
Пишу примеры, для разбега мысли интересующихся мам:).

1. Игра Кошки-мышки.
Сначала наши малыши с удовольствием рисуют каля-маля по всему листу, и сами по себе не стремятся рисовать что-то другое. Научим их локализовать  каляки в одном месте листа.


Мама рисует мышку (очень маленький овал с хвостиком и с глазиком), и говорит малышу: Ой, сейчас прибежит кошка, и съест нашу мышку, давай ее спрячем скорей!"
Показывает малышу, как спрятать мышку: вставляет ему фломастер в ручку (правильно), обхватывает руку малыша своей рукой и зачеркивает мышку.
"Ура, мышка спасена! А вот еще одна выбежала поискать сыр". (мама рисует новую мышку на том же листочке) "Ой, рядом кошка! Давай ее скорее спрячем!" .. и т.д.
5-10 совместных зачеркиваний достаточно, чтобы ребенок уловил нужную схему движения рукой и дальше прятал мышек сам:).

2. Игра Грибочки, цветочки, совочки 
Учим малыша рисовать прямой столбик

Шаг 1. Мама рисует шляпки грибов (а в следующий раз - головки цветов, черпалки от совочков и прочее) и обхватив ручку малыша учит его дорисовывать ножки палочки.
Шаг2. Когда малыш начнет легко рисовать прямую палочку от нижнего края грибочков (и др), игра обновляется. Теперь малышу нужно самому нарисовать ножку на чистом листе бумаги, и если она получится ровненькая и не длинная и не короткая, то мама (в награду) рисует сверху шляпу гриба.

Над кривыми ножками мама хихикает, может рисовать над ними кривые шляпки. Обычно малыши после этого стремятся делать грибам прямые ноги:).

3. Воздушные шарики. 

Учимся рисовать кривые линии.
Мама  рисует шарики.
Малыш - ниточки к ним (не перечеркивая уже нарисованные шары).

4. Дорога 
Берем ручку малыша, ведем фломастер вдоль листа, получаем длинную горизонтальную линию. "Ой, да это же дорога! Сейчас по ней поедет машина, смотри!"
Мама рисует машинку на линии.
"Давай нарисуем еще одну дорогу" (и машинку в награду за ровную) и т.д.
Если получилась "горка", мама хихикает, машинку не рисует.
Вскоре малыш будет рисовать достаточно ровные длинные горизонтальные линии:).

5. Камушки (мыльные пузыри, мячики, носики поросят, сушки). 
Учим малыша рисовать маленькие круги (3-6 см).
Если рисовали носики поросят или сушки, то внутри кругов (сначала мама, затем вместе с малышом и после он сам) рисуем дополнительные маленькие кружочки.
На поросят можно нажимать, чтобы они хрюкали. Сушки можно "хрумкать", "мячики бамкать" и т.п.  Малыш нажимает - мама старательно хрюкает:).



Хорошие идеи игр рисовашек с малышами 1-3 лет можно найти в книгах:


http://shkola7gnomov.ru/shop/goods/99
http://shkola7gnomov.ru/shop/goods/113

Конечно, это не искусство, это тренировка умения владеть рукой и собой :).
Но как же она действенна! ;)


5 комментариев:

Unknown комментирует...

Наташа, моему сейчас четыре с половиной - пару лет назад мы примерно так и рисовали. Еще и гуашью :) Для меня до сих пор остался вопрос - что для ребенка является результатом рисования? На чем правильнее делать акцент?
Мне всегда было близко - что главнее процесс... А уж мол в процессе он мимоходом научается новым средствам... В итоге - в результате рисования у нас груда просто извазюканых краской листов бумаги... Мы рисовали чаще гуашью - рисовали-играли, получалось, что к примеру сначала вырос грибок, потом тут же пришел ежик его съел, тут же села бабочка на травку и т.д... Как итог - ребенок радостно говорит - "мама, глянь, какая красота получилась!" А на листе - мазня- мазней... Мне деваться некуда, я конечно, радуюсь! Пару месяцев назад мой ребенок понял, что мама радуется больше тогда, когда на рисунке хорошо виден сюжет - и у нас появилось - "ну вот для мамы я нарисовал красоту"! Все и вправду красиво, но для мамы... А сыну здорово - когда мазня потому что весело... И я вот теперь в задумчивости... Нам ведь уже четыре, что считать результатом обучения рисованию ребенка? Что думаешь? Все же - нужно ли делать было акцент раньше - результат рисования - это красиво, или - результат рисования - это веселая эмоциональная игра? По мамкиным правилам типа рисовать прямые линии :)

Unknown комментирует...

Поломала голову над твоим вопросом! И вот что решила:). Я думаю, результат рисования - это все же узнаваемый самим ребенком образ, который радует его, потому что ему интересен сам объект, который он сумел изобразить. Рисунок - это способ познания и отражения мира предметов, и чувств:). Это способ видеть и думать:).
Веселая эмоциональная игра - это скорее характеристика процесса рисования, ключевая и очень ценная, потеряв которую мы очень помешаем малышу, разрушив "мотив".
Если малыш рисует некие образы, подобные предметам, которые он старается изобразить, если он узнает их и радуется им, это и есть результат.
А то, что он потом их не бережет,заляпывает и прочее - это, возможно, рабочий такой момент. Ведь рисунок для ребенка не ценен как слепок результата, а ценен скорее как игровая комната, в которой можно и бардак устроить в процессе хорошей игры.
:).
И пусть у него будет много таких игровых комнат:), где он свободен. И в то же время нужно растить мотив на красоту и законченность образа. Здесь важна вторая линия, условно говоря, "поделочная", мол, давай мы сейчас нарисуем то-то вот такой вот техникой, и нарисуем узнаваемо и красиво. Резвиться во всю на этом рисунке не будем:). Сделаем, чтобы папе показать:).
Вот тут очень приятные альбомы для таких поделок в разных стилях и техниках. Нужна регистрация, но все бесплатно. http://deti-knigi.ru/tag/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-4-5-%D0%BB%D0%B5%D1%82/

И еще, я много в последнее время слышу про то, что малыши балдеют от цветовых абстракций, просто хороводов пятен. И даже выбирают яркие абстракции с чистыми цветами в альбомах с репродукциями картин художников как самые красивые рисунки:).

Я думаю, "игра на листе", "поделка" и "цветовые хороводы" отвечают за разные аспекты в развитии способности рисовать, которые когда-либо смогут встретиться и обогатить друг друга:)). Тем более у твоего малыша, я думаю, у него должно быть хорошее пространственное мышление, или задатки к нему:). Я до сих пор с благоговейным трепетом вспоминаю, как ты играла в Лайнс, с запредельной для меня скоростью обработки визуальной информации!:))) И то, как ты рисуешь, тоже очень радует и удивляет.

Про Тимкины рисунки, это пока стадия схемы (вот тут про стадии рисунка и образного мышления у Выготского http://gogr.narod.ru/coll/vigotsky/vigotsky.html ). Я эти рисунки-игры рассматриваю не столько как развитие умения рисовать, сколько как развитие умения выделать ключевое, то есть как умение думать:). Это действительно - Схема:). Рисовать учиться мечтаю отдать Тимошку к настощему художнику когда-либо! :))) Сама я тут не бум :)).

Вообще - тема очень волнительная! Буду рада ее копать дальше сообща :).

Анонимный комментирует...

Наташа, могу сказать что для нас посещение вас в момент рисования Тимофеем чупа-чупсом стало каким-то прорывом.
Вика увидела, что можно испытывать радость и от сюжетного рисования, я увидела, что в рисовании может быть и игровой, сюжетный смысл.И я думаю, на Вику очень сильно повлиял пример)
Вот и дома у нас началось рисование чупа-чупсов "как Тимофей", рисование дорог для зайца и фонарных столбов для зайца, а то ведь зайцу темно. Появился сюжет и появились объекты, а не просто хаотичные линии.
А самое главное появился интерес! Причем интерес ребенка, не мой личный, когда Вика ПРОСИТ и ТРЕБУЕТ рисовать.
Мы были сосредоточены больше на рисовании красками (с моей подачи),а теперь рисование у нас стало более сюжетным.
В посту выше-интересный процесс стал не процессом сам по себе. а с результатом и со смыслом. Поэтому,видимо,стал еще интереснее.
Примеры, что у нас получается и что получается красками может как-нибудь покажу, а пока большое СПАСИБО за ваш опыт!



Unknown комментирует...

Наташа, очень рада, что у вас открылась новая линия в рисунке!
Продолжаю думать о том, как же учить детей рисовать, чтобы открывать, а не закрывать способности.
Нашла автора с иной парадигмой о развитии детского художественного мышления. Добавляю нам к размышлениям и для полноты картины.
http://www.mydetstvo.com/elena-makarova-lessons/elena-makarova.html

Unknown комментирует...

Наташа, спасибо за такое развернутое размышление! Согласна с тобой, подумалось, что можно иначе это разделение обозвать как "проба" и "результат", наверное тут самое и место это различие начинать формировать! а книжки серии ШСГ мы изучали...