понедельник, 3 июня 2013 г.

Мама, расскажи малышу о музыкальных инструментах со всего мира! :)

Тимофейке два года четыре месяца
 
Пришла мне в голову шальная мысль - сделать для своего двухлетнего Тимошки обзор музыкальных инструментов, на которых в разных концах планеты люди выражают волнения своей души:).
Прекрасная идея, верно? :) Вопрос один - как сделать это действительно захватывающим и интересным для нас обоих? А на меньшее мы уже и не согласны :).
 
Итак, несколько  принципов, помогающих организовать живую Встречу ребенка и музыкального инструмента с его историей: 

0. Для начала ремарка - быть музыкантом и иметь дома много музыкальных инструментов не обязательно:).







1. Ребенку должно быть понятно, Зачем и О чем эта музыка, и Что с нею (читай "под нее") можно делать. Да-да, вот так все прагматично и конкретно :).
 
2.  Важно обнаружить (читай "построить") ваш с ребенком Смысл какой-либо мелодии или песни. Про что она для нас, что мы в нее вкладываем, куда благодаря ей отправляемся:).
 
3. Нужно, чтобы ребенок увидел, и с вашей помощью осознал важные объективные особенности интрумента. Форму, что и почему в нем звучит:).
При желании (если вы уже изучаете с малышом дома географию;) и у вас на стене висит политическая карта мира) легко также привязать инструмент к стране, из которой он родом.
Конечно, понадобятся фото инструментов, и видео их звучания. Фото нужно где-то в доме прикреплять,  чтобы их было видно. Видео порой пересматривать.
 
4. Нельзя слушать музыку так, как со взрослым - сидя на стуле. Для ребенка это будет значить - не слышать ее вовсе. Потому что слышать и впускать в себя он может только через движение. Поэтому...
 
5. ... включили музыку - и начали Игру. Каждый раз разную. А какую????  
 
Вопрос основной, и самый интересный :).
 
Ответом на него и будут мои поиски и записи здесь: 
 _______________
 
Итак, мой выбор пал на струнные. С них и начнем наше путешествие.  
 
1. Первой скрипкой в нашем мировом оркестре :) будет Монгольская скрипка Морин Хуур. Знакомьтесь! Вот колоритное фото двух монгольских скрипачей:).  
 
 
Иногда инструмент называют одним словом Моринху́р.  Моринхур - струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения. Распостранен в Монголии, севере Китая, и в России (в Бурятии, Туве, Иркутской области, и Забайкальском крае).  
 
На конце грифа - лошадиная голова. И вообще он весь - лошадиный, слушаешь его и слышишь стук копыт, звуки ветра степного, чувствуешь простор и кочевую силу.
 
Вот видео Морин Хуура, вслушайтесь и кое-что увидите! :)  
 
 
Как же об этом инструменте с дитем? :)
 
Так сложилось, что мы с Тимом уже много раз играли в Монголию. Я рассказывала ему, кто и как там живет. Мы скакали на лошадях-палках по дому, строили круглую юрту из раннего старта и одеял, варили в ней рыбный суп на печи, сделанной из ящика из-под игрушек. Что в Монголии есть степь, озера, пустыня, верблюды, лошади, юрты, Тим давно уже знает. И где она расположена на карте, тоже знает. Более темные стороны истории и образа жизни монгол не знает, до поры.
 
Вот еще один образ всадника, Тимофея завороживший.
 
 
Так что с этим инструментом нам было просто и ясно - наш Морин хуур - это Лошади, это внутренняя энергия, это ощущение некой мужественной силы и "кочевого духа".
 
На этот раз мы с ребенком скакали по дому на пласмассовых вешалках:). Да, да! Они ведь больше похожи на лошадей, чем палки? И держаться в таком "седле" гораздо удобней:). А после "поили лошадок из ручья" - голубого одеяла, и кормили их травою муровою - зеленым ковром, и гладили их благодарно - под эту музыку:).  
 
И только после на фото увидели, что уже полюбившийся нам морин хуур - тоже с головой лошади, как и наши, простите,  лошади-вешалки!  Так что мы монгольский Морин Хуур , кажется,  верно грокнули (пользуясь термином фантаста Хайнлайна, по русски что-то вроде "поняли, испили и прочувствовали").
  
2. Балалайка. Наша, старинная, русская. Уже ставшая скорее символом, чем инструментом, который с радостью слушают. Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Наряду с гармонью - символ русского народного инструмента в мире.
 
Включила Тимоше замечательного виртуоза Алексея Архиповского, извлекающего из балалайки совсем не обычные для нее мелодии, красивые, лиричные, играющие с нами самими:).  Нашла для Тима произведение "Золушка". Вот он, Алексей Архиповский, знакомьтесь, если вдруг не довелось, или просто вновь порадуйтесь, если уже довелось:).
 
 
 
 
Слушаем с Тимом Золушку, я думаю, и что же дальше?... Эмм...?
 - Сейчас, - снизошло простое озарение на мамину голову, - Тимоша, я покажу тебе, кто такая Золушка, про кого эта мелодия.
 
Нашла ему в гугле множество картинок с Золушкой.

Вот одна из - Золушка из советского мультика.


 

Вот вторая, из театральной постановки: 
 
Он смотрел смотрел и говорит:
- А мне она не нравится, Золушка.
- А почему же?
- Потому что она очень грустная...
 
И пришлось мне впервые осознать, что и мелодия, и сказка, и образ девочки этой,  и  ее история - действительно грустные, чудом ставшие другими в конце. Тут точно "устами младенца глаголет искренность:)".
 
- Это потому, Тимошечка, что у нее мамы не было. Вот у тебя есть мама, это ведь хорошо? А у Золушки не было. Понимаешь теперь, почему она была такой грустной?
- Да.. (думал, думал)... А давай я тебе здесь найду...  веселую Золушку!

И давай картинки рассматривать. Изучал изучал и нашел таки, ткнул пальчиком в Золушку, голливудскую, Синдереллу, но действительно - веселую. И обрадовался! 
- Вот мама, я нашел Золушку веселую!

Словно важную задачу решил. Как-то Тим в свои два уже понимает, что если кто-то грустный - это в общем-то, не порядок, но дело вполне поправимое. И часто он пытается его поправить в реальной жизни. Вот и здесь постарался найти мне Золушку - веселую!    
 
Такая у нас неожиданная игра получилась  под прекрасную балалаечную мелодию Архиповского - Найди ка, среди множества грустных веселую Золушку. А значит, словно бы и восстанови лад в чьей-то и своей душе :).  
 
Вот и мультик про Золушку, один из понятных для малышей 2х лет (но при условии, что мама в первый просмотр смотрит его вместе с ребенком, происходящее на экране объясняет, комментирует и  героям сопереживает :) ).
Может быть пригодится тоже, кто знает.

У нас игра получилась вот такой. У вас же, наверняка, будет совсем другая, своя история. Может быть - расскладывание гороха и риса, может быть, подметание пола, или танец со шваброй  - куда фантазия поведет! :)
 
 
 
 На этом про балалайку все;).

Продолжение следует. На подходе азербайджанский тар и русские же гусли:).
 
Кто с нами в путь знакомства с интрументами мира?
Напишите о себе и, возможно, о своем ребенке, чтоб мы знали компаньонов по пути.
 
 

Комментариев нет: